Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды28 апреля 2021 9:55

Зачем фойе кинотеатра "Художественный" расписали пиниями и как пройти в библиотеку в три часа ночи

Наш корреспондент побывал на экскурсии по обновленному кинотеатру и выяснил, стоит ли тратить тысячу рублей
9 апреля сего года открылся обновленный кинотеатр "Художественный"

9 апреля сего года открылся обновленный кинотеатр "Художественный"

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Как мы знаем изо всех утюгов, 9 апреля сего года открылся обновленный кинотеатр "Художественный". Событие это потрясающее для Москвы, поскольку первый кинотеатр столицы обновили превосходно, это с сожалением признали даже хейтеры.

Сейчас в Художественном проводятся не только кинопоказы, но и экскурсии, на которых обещают рассказать, чем этот кинотеатр прекрасен.

Не пожалев сбережений, я туда сходил и рассказываю вам, что видел и слышал.

Здесь держали пленных красных

На экскурсию выходного дня я записался заранее на сайте кинотеатра. Мест всего десять, раскупают быстро, несмотря на высокую цену в тысячу рублей. В фойе кинотеатра группу собирала девушка Женя. Она выдала вот такой прибор с наушником и представилась:

- Я здесь занимаюсь соцсетями, но за время работы так хорошо изучила историю кинотеатра, что меня поставили вести экскурсии.

Такую штуку выдают всем, кто пришёл на экскурсию по кинотеатру

Такую штуку выдают всем, кто пришёл на экскурсию по кинотеатру

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Несмотря на побочную специализацию, экскурсию Женя вела бодро и нескучно. Постоянно задавала каверзные вопросы, как на викторине и эмоционально восклицала: "О, это мой любимый вариант!"

Важное, что нужно знать о Художественном - что он был построен аж в 1909 году, потом перестроен Шехтелем и это первый специализированный кинотеатр нашей страны. Раньше показы тоже проводили, но на первых этажах жилых зданий. А еще - это одна из двух старейших построек Арбатской площади, переживших революцию. (Догадайтесь сами, какая вторая). В дни Октябрьского переворота "Художественный" оккупировали юнкера. Они проводили здесь запись в белую гвардию и держали пленных красных. Выкурить их удалось только когда на самый высокий арбатский дом водрузили пулемет и по выражению Андрея Белого, один дом-большевик победил весь район.

Женя занимается соцсетями, но и экскурсии ведет очень хорошо

Женя занимается соцсетями, но и экскурсии ведет очень хорошо

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Голуби решили, что они тоже реставраторы

Первая точка экскурсии парадный фасад "Художественного". Он теперь серого дореволюционного цвета и поблескивает на солнце благодаря вкраплениям слюды. Но, по словам экскурсовода, из-за цвета реставраторы спорили больше всего и поругались так, что до сих пор не разговаривают друг с другом.

В задачу реставраторов входило воссоздать не первоначальный облик здания, а внешний вид 1912 -1913 года, когда его перестроил Федор Шехтель. И задача эта была не из легких. Помните, что до реставрации закрывало фасад кинотеатра?

Примерно с пятидесятых годов афиши, закрывающие фасад, стали визитной карточкой кинотеатра

Примерно с пятидесятых годов афиши, закрывающие фасад, стали визитной карточкой кинотеатра

Правильно, афиши. Они стали визиткой кинотеатра, начиная с 50-х годов, когда он лишился оформления. В это время процветала борьба с архитектурными излишествами. Проекты удешевляли, существующую лепнину - сбивали. Правда, не везде, но "Художественному" не повезло: поскольку Хрущев проезжал мимо каждый день по дороге в Кремль, решили не рисковать.

Современным реставраторам предстояло вернуть "излишества" обратно. И надпись "Электро-театръ", утраченную после реформы русского языка и отмены "еров" и "ятей". И барельефы, и маскароны с изображением Селены и Гелиоса - божеств Луны и Солнца, символизирующих природу кинематографа. И еще, конечно, окна между входом выходом. Это самая прикольная часть истории, потому что кто ходил в кинотеатр до реставрации, тот помнит странный фокус: снаружи окон не было, а внутри - были! Все потому, что оконные проемы заделали в один кирпич и только с одной стороны! Впрочем, это оказалось даже хорошо, потому что при такой халтурной заделке сохранилась историческая рама, по образцу и подобию которой сделали остальные рамы и долго радовались.

Фасад здания

Фасад здания

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Реставраторы очень остроумно оставили "Художественному" и память об афишах. В фасад вмонтировали 2378 лампочек, с помощью которых на кинотеатре загорается название самых ярких премьер. Например, на момент экскурсии горели слова "Гай Ричи Гнев". Слово "Человеческий" - не поместилось, но и так все понятно.

Бац! Пока шла экскурсия, пролетающая птичка мимоходом оставила жирную лепту на фасаде.

- Не знаем, что и делать, - развела руками Женя.

Из-за того, что на Арбате разные тетеньки прикармливают голубей, обновленное здание терпит унижение от птиц. (Пернатые видимо тоже вообразили себя реставраторами). Почему-то особенно птички полюбили маскарон с Селеной. Она, бедная, страдает больше всего.

Что делать, если описаний не сохранилось?

После десятиминутных кружений вокруг здания, возвращаемся назад. И хорошо, поскольку на улице холодрыга. Гардероб вещи не принимает: переаншлаг. Ну и тоже хорошо. Согреемся.

Едва появившись, "Художественный" предложил особую обстановку. В фойе играли музыканты, висели красивые люстры, кинотеатр единственный доставлял купленные билеты на дом!

ВИП-гостем нового открывшегося заведения был Лев Толстой. Причем, так проникся новинкой, что даже написал в дневнике: "подумываю написать пьесу для электро-театра с кровавым сюжетом". (Толстой зрил в корень и сразу понял все).

Первоначально в этом фойе располагался зрительный зал на 400 мест. Очевидно, что люди сидели друг у друга на головах

Первоначально в этом фойе располагался зрительный зал на 400 мест. Очевидно, что люди сидели друг у друга на головах

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Но - вот незадача. Современные архитекторы знали, как выглядит фасад, а вот как выглядело фойе и входная группа - абсолютно не знали. Никаких описаний не сохранилось.

- Как бы вы поступили, если реставрируете историческое здание, а у вас нет информации как оно выглядело? - поинтересовалась Женя.

Ответ "придумали бы новое" экскурсовода вполне устроил.

Оказывается, любой реставратор ориентируется на специальный кодекс, который называется "венецианская хартия реставраторов". Одна из статей этого кодекса гласит: "элементы, предназначающиеся для замены недостающих фрагментов, должны гармонично вписываться в целое и так отличаться от подлинных, чтобы реставрация не фальсифицировала историческую и художественную документальность памятника".

То есть, если мы не знаем, как оно было на самом деле, то итоговая концепция должна выглядеть современной, чтобы мы не подделывали и не выдавали за историческое то, что таковым не является.

Фойе украсили изображениями пиний в память о Венеции, где проходит старейший кинофестиваль

Фойе украсили изображениями пиний в память о Венеции, где проходит старейший кинофестиваль

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Поэтому специалисты предложили оформить фойе в духе дворцов где проходят европейские кинофестивали. Здесь светлые тона, неоклассика, белый мрамор и изображение пиний на стенах.

Причем тут пинии?

А это - привет Венеции, где проходит старейший кинофестиваль. Город засажен пиниями еще со времен Муссолини.

Впрочем, главная достопримечательность здесь - вовсе не они, а необычный капающий стимпанк-фонтан с растениями в горшках.

Пока велись исследования, на этом месте действительно обнаружили фундамент фонтана. Каким он был - никто, конечно, не знает, поэтому решили соединить ретро с футуризмом.

Кстати, когда я был на открытии 9 апреля, мне показалось, что растения в горшках настоящие. Пока шла экскурсия, я подобрался к фонтану и потрогал их: нет, все-таки из пластмассы.

Фонтан здесь действительно был. Поскольку его описаний не сохранилось, реставраторы решили соединить ретро и современность, создав стимпанк-вариант

Фонтан здесь действительно был. Поскольку его описаний не сохранилось, реставраторы решили соединить ретро и современность, создав стимпанк-вариант

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Из откровений: там, где сейчас фойе с пиниями - первоначально был зрительный зал на четыреста мест. Видимо, люди размещались друг у друга на головах, пока здание не перестроил и не увеличил Федор Шехтель.

Зрительный зал с парящими дверями

Пока мы стояли в фойе и разговаривали, к экскурсии прибилось много посторонних граждан. Молодые люди, бабульки и дорогие мои москвичи, уверенные, что все плохо и все не так, как оно было при советской власти. Экскурсовод никого не отгоняла, но когда пришло время посмотреть кинозал - вежливо сказала, мол, вот такая селява, туда войдут не все.

Первое, что бросается в глаза, когда входишь в зал - шехтелевские барельефы. Обязательно поглядите. Это нечто. Больше всего поразил барельеф с изображением пьяных кентавров. Это история про то, как кентавры пошли на свадьбу, там напились и попытались своровать у лапифов невесту. Настоящий фильм "Горько" античных времен. Не очень понятно, зачем Шехтель использовал этот сюжет, возможно, чтобы показать борьбу разума и страстей.

Рассмотрев барельеф, обращаешь внимание на видоизменившийся зал. Его заглубили вниз, чтобы было удобно смотреть. Ну я помню, что до реставрации макушки зрителей сильно мешали смотреть кино, поэтому я брал билеты на самые задние ряды, между колоннами, где был небольшой подъем и шевелюры не так загораживали обзор.

Из-за этого понижения случился курьез: две двери по бокам от сцены повисли в воздухе и так просто через них не выйдешь, если только выпрыгнешь. Но надобности выпрыгивать и вообще пользоваться ими - нет.

Из-за того, что зрительный зал заглубили вниз, двери по обе стороны от экрана "повисли" в воздухе

Из-за того, что зрительный зал заглубили вниз, двери по обе стороны от экрана "повисли" в воздухе

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Второе улучшение - балкон. Когда-то он держался на соплях и многочисленных подпорках так, что даже билеты продавали не на все места, очевидно, боясь, что обвалится.

Сейчас балкон укрепили, он хорошо держится всего на двух опорах, как и раньше.

Где-то я читал, что во времена Шехтеля кресла были оливкового цвета. Экскурсовод сказала, что про оливковый цвет ничего такого не знает. В кинотеатре обычные красные кресла, поскольку красный цвет первым исчезает в темноте и не отвлекает от просмотра.

Из ноу-хау большого зала - стены в нем не обиты тканью, как это обычно делается, чтобы заглушить эхо. Но все поверхности сделаны таким образом, чтобы поглощать звук: это и красный ковер, и абажурчики с зановесочками, и специальная акустическая штукатурка на стенах.

Чтобы не портить исторический облик интерьеров, все колонки спрятали в стену, и они не свисают виноградными гроздьями с потолка, как в других кинотеатрах.

А еще Женя порадовала эксклюзивом от реставратора Геннадия. Некий Геннадий, занимающийся восстановлением барельефов, сказал, что экран кинотеатра ориентирован на восток, как алтарь в храмах. Логика: потому что кинотеатр - это храм нового искусства.

Зрительный зал выполнен из материалов, поглощающих звук: красные сиденья, ковер, абажуры

Зрительный зал выполнен из материалов, поглощающих звук: красные сиденья, ковер, абажуры

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Дорогие мои ништяки

И пусть вас не смущает вопрос "Как пройти в библиотеку". Даже если его задали в три часа ночи, этот человек совсем не идиот.

Дело в том, что кинотеатр работает до трех часов ночи, а библиотека в нем - тоже. Если подняться по правой лестнице в углу, то как раз в нее попадешь. Здесь между баром и вип-залом расположился филиал Некрасовки с книгами о кино. Можно почитать книги на месте, сидя на прекрасной дизайнерской мебели в стиле семидесятых. А можно записаться в библиотеку и взять почитать на дом.

Возле библиотеки - вход в камерный зал где можно удобно вытянуть ножки. Однако цена билета - кусачая

Возле библиотеки - вход в камерный зал где можно удобно вытянуть ножки. Однако цена билета - кусачая

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Рядом с читальней расположен камерный зал. Он-то и вызвал осуждение своими ценами от двух до пяти тысяч за билет. Как нам сказали, в этом зале на 21 место классно вытянуть царственные ноги и вообще.

Но в принципе, те же фильмы идут и в других залах и гораздо дешевле. А для студентов вообще скидки по будням, так что, например, журфаковцы могут не нарушать традицию и прогуливать пары в "Художественном", как и в старые добрые времена.

Главная хитрость реставраторов

Самая потрясающая хитрость реставраторов и архитекторов, которой они сильно гордятся - это третий этаж. Этот этаж им удалось пристроить над входной группой. В этом месте должны взреветь все градозащитники, мол, а как же особо охраняемый статус кинотеатра! А ведь к нему ничего нельзя пристраивать и навешивать!

Все так. Согласно своего статуса, кинотеатр и впрямь не должен был поменять фасад после реставрации. Но он и не поменял. В этом вопросе сильно помог Шехтель. Словно думая о страданиях строителей будущего, он сделал фасад выше, чем объем здания. Теперь к фасаду взяли и пристроили дополнительные площади. Получилось классно и если смотреть с улицы, то конфигурация не изменилась. Зато внутри появился целый этаж, огромная лестница, световой фонарь и люстра из 750 килограммов хрусталя. (Кстати, люстра сделана в Твери). Здесь же - два небольших зальчика и симпатичное индустриальное панно, которое выглядит как старое, а на самом деле - новое.

Лестница на хитрый третий этаж

Лестница на хитрый третий этаж

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Рояль в кустах

По окончании экскурсии какой-то прошаренный дяденька поинтересовался у Жени, куда делся рояль с манекеном, который тут стоял.

- Увы, - развела руками Женя. - Мы не первые, кто пришел реставрировать кинотеатр, поэтому рояль исчез до нас.

Две пожилые женщины, присутствующие на экскурсии, вспомнили, что до реставрации здесь было много прекрасных растений в кадках. Особую ностальгию почему-то вызвало какое-то удивительное алоэ, "к которому приходила вся Москва отдирать листики и лечиться". Алоэ тоже исчезло. Увы и ах.

Мне тоже все понравилось, поэтому я стал вспоминать, что же все-таки не так. Заметил, что из туалета исчезло вкуснопахнущее мыло rosen and zielinski, которое стояло на открытии кинотеатра и манило помыть ручки. Теперь пахнуть стало хуже, потому что средства для рук там стали совсем обычные. И еще кабинки в туалете стали плохо закрываться. Вернее, я обошел три и не сумел закрыть ни одну.

- Над кабинками работаем, - ответили мне.

Бонусом нам предложили осмотреть шехтелевскую лестницу и найти исторические ступеньки. Их всего две и они чуть отличаются от других по расцветке. Сама же лестница расположилась в пекарне. И опознать ее легко по фирменному шехтелевскому стилю: несколько "лишних" ступенек, которые скатываются вниз, как волна.

В кинотеатре не продают кукурузу, зато специалитет местной пекарни - кофе со вкусом солёного попкорна

В кинотеатре не продают кукурузу, зато специалитет местной пекарни - кофе со вкусом солёного попкорна

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Как пошутила Женя, в кинотеатре расположено три бара и это количество историческое: можно сесть на розовый диванчик и представить себя Шехтелем, который создавал свои гениальные проекты легко и быстро "между чертежной доской и бутылкой шампанского".

Здесь-то в пекарне я сел и написал эту статью, заедая местными специалитетами: сосиской в тесте и запивая кофе со вкусом попкорна.

P.S. Настоящего попкорна, кстати, здесь тоже не продают, ну и не надо. А экскурсия мне понравилась даже больше, чем та, которую проводили на официальном открытии. Так что тоже рекомендую.

КСТАТИ

В кинотеатре есть система льгот для покупки билетов на сеансы, которые идут в большом и двух малых залах с понедельника по среду с 9:00 до 17:59. В это время льготные категории посетителей могут купить билеты за 200 рублей. Чтобы купить билет по льготной цене, надо подойти в кассу и показать студенческий билет, пенсионное удостоверение или другой соответствующий документ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выставка фотографий как последняя возможность увидеть шедевр Шехтеля

Наш корреспондент побывал в "скоропечатне Левенсона", где повторилась "очередь на Серова" (подробности)